– Говорят, человеку столько лет, на сколько он себя ощущает. Вы с этим согласны?
– Я просто живу и работаю, и, откровенно говоря, времени на то, чтобы сесть и подумать о том, сколько тебе лет, у меня нет. Возраста своего я не ощущаю, проблем со здоровьем, которые не позволили бы мне полноценно работать, тоже нет – это, наверное, главное.
– То есть определённым рубежом для вас юбилейная дата не стала?
– Наверное, только психологически... Но размышлять об этом у меня, честное слово, просто нет времени.
– Есть такое понятие – «все мы родом из детства». Какие события той поры вы чаще всего вспоминаете?
– Всплывающие в памяти эпизоды детства и юности чаще всего приятные. Таково уж свойство человеческой памяти – отсеивать былой негатив. В последнее время, после моего возвращения в Ярославль, мне много приходится ездить по области, нередко бываю и в родном Рыбинске. Проезжал мимо дома, где жил когда-то, мимо детского садика, в который ходил, школы, где учился... Прекрасно помню Заволжский парк, в котором провёл всё своё детство, одно из ярких впечатлений – рыбалки с отцом на Рыбинском море. Так что эти воспоминания вспыхивают по ассоциации с моим нахождением в тех или иных местах области. Но нередко ловлю себя на мысли, что многие мои сегодняшние ощущения реальности и оценки того, что я делаю и как я это делаю здесь и сейчас, заложены всё-таки там, в детстве. Все мы родом оттуда...
– К какому гайдаровскому персонажу вы были в детстве ближе – Тимуру и его команде или «мальчишу-плохишу» Мишке Квакину?
– Я был тимуровцем, и при том довольно активным. Нет, как у любого ребёнка, особенно мальчишки, у меня были и походы по чужим огородам, и разные прочие шалости, но это эпизодически. Так уж сложилось, что меня всегда больше привлекали хорошие реальные поступки.
– А кем вы хотели быть?
– Морским офицером, и это было очень серьёзное намерение, но к сожалению, некоторые ограничения не позволили мне поступить в военно-морское училище.
– Какие-то другие детские мечты реализовались?
– Наверное, да. Мне всегда хотелось работать с людьми, и на сегодняшний день я с удовольствием этим занимаюсь. Самое разнообразное общение, возможность решать те или иные возникающие сложные проблемы, безусловно, доставляют определённое удовлетворение.
– Говорят, тот не мужчина, кто в армии не служил. Что лично вам дала служба в армии?
– После окончания Рыбинского авиационно-технологического института я отслужил более полутора лет. У меня даже были намерения остаться в армии, и я подал документы на присвоение офицерского звания. Но бюрократические проволочки с этим присвоением опять-таки не позволили мне стать военным. Не судьба. Но армия тем не менее мне дала многое. Я пошёл служить не восемнадцатилетним юнцом, а взрослым человеком – у меня к тому времени была семья, сын. Люди, имеющие определённый жизненный опыт, и сами армию иначе воспринимают, и отношение к ним несколько иное. Армия научила меня дисциплинированности, умению приучать себя к некоторым ограничениям и пониманию того, что в определённых ситуациях ты должен подчинять свои интересы общим.
– Что изменили бы в сегодняшней армейской службе, если бы на это распространялись ваши полномочия?
– К сожалению, престиж армии сегодня далеко не тот, каким должен быть, и молодые люди действительно не хотят служить. Начавшееся сейчас реформирование наших Вооружённых сил я полностью поддерживаю, потому что и переход армии на профессиональную основу, и повышение уровня оснащённости технического вооружения, и серьёзный подход к решению проблем неуставных отношений (что зачастую является главной причиной нежелания служить) – постепенное решение этих и других проблем позволит армии изменить себя и, соответственно, отношение к себе.
– Если верить народной поговорке, то не место красит человека, а человек – место. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать руководитель области, чтобы действительно украсить это место?
– Конечно, со стороны виднее, но мне кажется, что одним из основных качеств, присущих руководителю любого уровня, должна быть самокритичность. Во-вторых, целеустремлённость. Если человек знает, чего он хочет достичь, и понимает, как он должен это сделать, то рано или поздно он добьётся поставленной цели. Не менее важно для любого руководителя (и чем выше его уровень, тем весомее это качество) – умение работать с людьми, подбирать команду, находить взаимопонимание, умение слушать и слышать чужие мнения. И конечно, работоспособность. Чем выше должность, тем больше ответственность, тем больше должна быть работоспособность. Без желания и умения работать ты ничего не добьёшься, какую должность ни занимай.
– А как вы относитесь к критике, и осмеливается ли вообще вас кто-то критиковать с тех пор, как вы стали губернатором области?
– Честно говоря, к критике я отношусь болезненно. Хотя мне кажется, что это нормальная реакция. Если любое критическое замечание пропускать мимо ушей, вряд ли что можно изменить в лучшую сторону. Но критику я не очень люблю.
– Однако, если она справедливая, выводы какие-то для себя делаете?
– Да. Я часто возвращаюсь к тем замечаниям и высказываниям, что звучат в мой адрес, стараюсь выслушивать все мнения и анализировать их. Например, сейчас с командой заместителей у нас идёт серьёзный диалог по стратегии развития территории, по тем или иным приоритетам, на которые нам надо обратить внимание. На мозговых штурмах, где мы вырабатываем совместную стратегию, звучат самые разные замечания и противоречивые мнения, и я полагаю, что именно такой подход позволит нам сформировать единую команду, что в итоге приведёт к хорошим результатам. Несмотря на то, что моё мнение председателя является решающим, любое критическое замечание, если оно конструктивно, я, безусловно, учитываю. Я искренне надеюсь, что и в дальнейшем мои коллеги по работе будут свободно высказывать свои мнения, если они отличаются от моего собственного.
На личных приёмах граждан, на прямых линиях, на встречах с большими коллективами, которые происходят в ходе моих рабочих поездок по области, звучит немало острых замечаний в адрес правительства области по льготному лекарственному обеспечению, по тарифам на жилищно-коммунальные услуги. Иногда замечания персонифицируются. Но это и моя головная боль, поэтому каждое такое критическое замечание я учитываю и стараюсь решить по мере моих сил. Но уж если кому-то не нравится моя причёска или то, как у меня галстук повязан, то это, извините, моё личное дело.
– Вы упомянули о работоспособности. А сколько часов в рабочем дне губернатора?
– Обычно мой рабочий день начинается в 8 утра, домой я возвращаюсь в 22 – 23 часа. Получается, часов тринадцать – четырнадцать.
– В таком случае, о свободном времени говорить не приходится вообще?
– Ну почему же? Несмотря на то, что я не могу уделять своим увлечениям достаточно много времени, я с удовольствием хожу на рыбалку.
– Какую предпочитаете – зимнюю или летнюю?
– Обе. У нас богатые в этом отношении места, где можно сполна удовлетворить свои рыбацкие амбиции.
– У вас свои потаённые места есть, или можете запросто выйти с рыбацким ящиком в валенках, к примеру, на Которосльную набережную?
– У меня есть парочка любимых мест на Соти, там я и рыбачу. Но в этом году каждые выходные там собирались такие толпы рыбаков, что ни о какой потаённости речь уже не шла.
– А вам в рыбалке что важнее – сам процесс или результат?
– И то, и другое. Конечно, я с удовольствием готовлю снасти, наживку, ищу места, но мои друзья знают: я почти никогда не возвращаюсь с пустыми руками. Когда идёт клёв, я, как человек азартный, загораюсь, и улов обычно бывает очень солидный. Но до дома я его редко довожу...
– Это ещё почему?
– Жена категорически запретила. Ты, говорит, куда хочешь, туда и поезжай – хоть на охоту, хоть на рыбалку, но с добычей домой не возвращайся.
– Тогда хоть на руках покажите, какого размера была самая большая пойманная вами рыбина.
– А это, знаете, как в старом анекдоте, когда одного рыбака попросили показать, какого размера была пойманная им рыба, он так размахался руками, что ему руки-то и связали. Но он и тогда «молчать» не стал: говорит, показывая на связанные руки, «у неё глаз вот такой был». А если серьёзно, то я имел возможность испытать рыбацкое счастье и на Севере, когда работал в Ямало-Ненецком округе, и на Байкале, и на Камчатке. Там действительно такие рыбины попадались, что размаха рук не хватало. Ещё люблю охотиться, но всегда соблюдаю все правила и никогда не охочусь без лицензии. Это – святое. Когда есть такая возможность, мои увлечения разделяет мой младший сын. Он с детства мотается со мной по лесам и рекам и, наверное, испытывает даже большие эмоции, чем я.
– Садово-огороднические страсти вас миновали?
– Нет, ездим иногда с семьёй в Поляны, где у нас был приобретён участок ещё лет пятнадцать назад. Там у нас небольшой деревянный домик, который сами в своё время строили – он требует постоянного ремонта. Копаю какие-то грядки, клумбы жене под цветники. Правда, ни картошки, никаких других больших посадок не делаем – петрушка, редиска, клубника...
– На рейтинге персональных страниц в Интернете среди ваших увлечений указано – спорт и музыка. Свою любовь к спорту вы уже продемонстрировали на «Лыжне России». А своей любовью к музыке в своё время сыскали буквально всенародную славу в Рыбинске, устраивая там молодёжные музыкальные слёты. Сохранились ли ваши спортивные и музыкальные пристрастия сейчас?
– Лыжи зимой – обязательно, когда получается, ещё и горные лыжи (на них я научился кататься на Урале), летом – большой теннис. Стараюсь уделять какое-то время спорту, чтобы поддерживать себя в форме, да и просто для удовольствия, но к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Что касается музыки, то ни одна наша встреча с друзьями не обходится без гитары.
– Каков репертуар?
– Бардовская, туристическая песня. Эти увлечения, к счастью, передались и нашим детям. Они комфортно себя чувствуют в нашей взрослой компании и с удовольствием поют наши песни.
– Как вы относитесь к публичности, и насколько велика ваша «приватная зона»?
– Я спокойно отношусь к публичности и вниманию прессы, но полагаю, что интерес к моей персоне должен быть связан с конкретными событиями, которые происходят в области. Не считаю, что личная жизнь руководителя области должна быть абсолютно закрытой для прессы, но и не думаю, что освещать каждый шаг губернатора – это правильно. От публичности устаёт любой человек, и очень важно знать, что ты можешь просто «закрыть дверь» и побыть самим собой, просто пообщаться с друзьями, невзирая на занимаемые должности.
– У вас много друзей?
– Я считаю, что политика – это искусство приобретать друзей, а не наживать себе врагов. И я стараюсь дорожить теми людьми, с которыми посчастливилось встретиться в разные времена: это и друзья детства и юности, и товарищи по комсомольским годам, и друзья с предыдущей моей работы в администрации и Думе. Завязались тёплые, дружеские отношения на Урале. Словом, круг приятного для меня общения достаточно широк.
– Чем занимаются ваши сыновья?
– Старший сын с семьёй живёт в Москве, но практически на каждые выходные приезжает домой. Он работал банкиром, теперь занимается бизнесом. Младший сын закончил Уральский политехнический университет (факультет «экономика энергетики»), недавно переехал в Ярославль, работает в потребительской компании по специальности. Жена много лет отдала школе, пока мы жили на Урале, несколько лет проработала в страховой компании, сейчас пока не работает. Но очень хочет устроиться на работу. Честно говоря, я это не особенно приветствую, но думаю, что мне её дома будет не удержать.
– Насколько вы любите праздники вообще и как собираетесь отметить свой юбилейный день рождения?
– Я очень люблю дни рождения и всегда с удовольствием отмечаю их в компании друзей.
– На «зелёной» или в ресторане?
– Что вы, какой ресторан в такую прекрасную погоду?! Я считаю, что день рождения должен быть праздником для всех – на природе или на даче в доброй непринуждённой обстановке, чтобы все могли расслабиться вне зависимости от табели о рангах. Торжество в ресторане предполагает какой-то сложившийся церемониал – обязательные тосты, какие-то слова, которые непременно надо выслушать и произнести в ответ. Вот этого славословия я откровенно не люблю, потому с некоторым опасением и жду своего юбилея: круглая дата и должность априори вынуждают участников церемонии говорить какие-то приятные, но всё-таки дежурные слова. К счастью, похоже, мне удастся избежать этого. На днях пришла телеграмма с приглашением присутствовать на президиуме Государственного совета, который состоится в Иванове как раз 20 июня. Там будет рассматриваться очень важный вопрос, касающийся нашей области, – развитие текстильной отрасли экономики Российской Федерации. В Ярославской области к этой отрасли относятся пять предприятий, и не исключена возможность, что в будущем мы будем формировать кластер (это совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц. – Авт.) Сейчас очень важно на федеральном уровне зафиксировать нашу позицию, поскольку у Ярославской области есть серьёзная перспектива наряду с Ивановом, Костромой и Вологдой стать основной точкой развития текстильной промышленности государства.
– Тем не менее редакция газеты «Северный край» от себя лично и от лица всех наших читателей поздравляет вас с вашим юбилеем и желает успехов во всех ваших начинаниях.
– Спасибо.