Собственно говоря, это было объяснимо: заслушивались доклады по строительству, дорожному хозяйству и газификации. И становилось ясно, что лимит доверия у народа областной власти нужно зарабатывать заново.
В частности, директор департамента строительства Константин Устюгов доложил, что на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы и инфраструктуры, включённых в эту программу, было предусмотрено финансирование из областного бюджета в сумме 885 млн. рублей. Однако выделили 723,8 миллиона, что составило 82 процента от общей суммы. Причина недофинансирования кроется, в частности, в отсутствии представленных в конце года документов по выполненным работам.
Депутаты не стали интересоваться, почему в департаменте строительства такая низкая исполнительская дисциплина. Ведь объектов, финансировавшихся из областного бюджета в рамках адресной инвестиционной программы и пущенных в эксплуатацию, не так уж и много.
Например, в 2007 году было введено семь объектов социальной сферы: 30-квартирный дом в посёлке Некрасовское, училище культуры на улице Слепнёва в Ярославле (для завершения этого объекта выделены и освоены ещё 10 миллионов «федеральных» рублей), поликлиника на 150 мест в посёлке Борисоглебский, жилой дом в селе Нагорье Переславского муниципального района, детский сад в посёлке Октябрьский Рыбинского МР, поликлиника в Новом Некоузе и футбольный стадион в Тутаеве. Кроме того, из федерального бюджета в прошлом году получено и полностью освоено 80 млн. рублей на строительство областного перинатального центра в Ярославле.
«Скромность» депутатского корпуса можно объяснить тем, что необходимая информация к докладам руководителей департаментов попала в руки законодателей только накануне заседания. И они просто не успели вдумчиво изучить представленные документы. Депутаты Илья Осипов и Евгений Ершов возмущённо пеняли заместителю губернатора Андрею Епанешникову, что комиссия проводится неэффективно из-за нерасторопности аппарата правительства, расслабившегося в преддверии Дня Победы. На что заместитель губернатора невозмутимо отвечал: «В ситуации разберёмся, виновных накажем!»
Впрочем, претензий депутатов к работе строителей хватило и без запоздавших документов. Альфир Бакиров озвучил старую проблему застройщиков жилья:
– Почему «Ярводоканал» выдаёт технические заключения, оплаченные за счёт заказчика? Это же противоречит федеральному законодательству и фактически ведёт к увеличению стоимости квадратного метра жилья.
– Нужно устанавливать правила игры по монополистам на региональном уровне, – отвечал директор департамента строительства.
Эту реплику парировал Осипов, показывая знание вопроса:
– Уже есть установленные тарифы на технологические присоединения «Водоканала» и «Горэлектросети», но порядка как не было, так и нет!
Руководитель департамента в ответ на это заявил, что нужно будет разрабатывать специальное постановление правительства области, которое станет действовать на территории всего региона.
Справедливости ради нужно заметить, что строителями в рамках инвестиционных программ в прошлом году было сделано немало. В частности, по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Ярославской области» было введено 34,1 тыс. квадратных метров жилья, причём подавляющая часть – в Ярославле: 33,5 тысячи. При этом фактическое финансирование строительных объектов даже превысило запланированное. Пусть на один процент, но всё же превысило!
В 2008 году в рамках этой же программы департамент строительства планирует приобретать новое жильё у частных застройщиков, стимулируя тем самым строительство жилья в муниципальных районах. На эти цели с помощью консолидации финансовых ресурсов бюджетов всех уровней в правительстве намерены привлечь 996 миллионов рублей.
Доклад руководства департамента дорожного хозяйства, последовавший за «строительным», тоже не остался вне зоны критики представителей депутатского корпуса. Выяснилось, что большая часть «дорожных» денег областного бюджета освоена при строительстве подъездных путей нового моста через Волгу. Конечно, возведение нового путепровода не может не радовать, однако, как справедливо заметил депутат Бакиров, ремонт остальных дорог региона ведётся из рук вон плохо. Отчёт о строительстве и реконструкции всего пары десятков километров дорог в сельской местности в масштабах области вызвал откровенную досаду присутствующих.
– Люди на огромных ямах разбивают машины, калечатся сами, – горячо выступал Альфир Федаевич. – Знаю это не понаслышке, поскольку много приходится ездить. Раньше я это делал на своей машине, теперь пришлось брать служебную – жалко! Проехать от города до города, и то проблема…
Откровенное недоумение у депутатов вызвал отчёт о реализации в 2007 году губернаторской целевой программы «Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности: телефонизация, передача данных, оповещение».
Как следует из названия этой программы, она была рассчитана на уменьшение разрыва между городом и деревней в этой сфере. Не секрет, что сейчас, в XXI веке, в ином селе в лучшем случае имеется один стационарный телефон, по которому не всегда до пожарных и «скорой помощи» докричишься. И вот выясняется, что в рамках этой полезной и нужной программы, затратив 32,449 миллиона рублей, департамент дорожного хозяйства возвёл… 12 опор СОТОВОЙ связи!
Депутат Александр Кучменко ехидно спросил представителя департамента:
– Я что-то не понял: в чём здесь радость? На деньги областного бюджета возведены опоры сотовой связи. Для кого? Вы можете мне ответить, какой компании сотовой связи переданы эти опоры? Где социальная составляющая этого проекта, ведь в деревнях бабушки с сотовыми телефонами встречаются редко. Если вообще встречаются…
Повисла неловкая пауза, после чего чиновник, отвечавший за отсутствующего директора департамента, вполголоса ответил:
– Я вам потом это скажу…
Комментарии излишни.
Что же касается вопросов газификации села, то чиновники правительства, отвечающие за это направление, вообще не предоставили в аппарат Думы ни одного документа. Поэтому депутаты, сначала пытавшиеся вникнуть в суть доклада, что называется, «на слух», возмутились и постановили: вернуться к нему потом.
Интересно, что запланированные и озвученные на комиссии цифры финансирования проектов на 2008 год... не являются окончательными. В конце мая будет происходить корректировка бюджета. У депутатов возник резонный вопрос: а зачем вообще тогда собирались?
Только разве для того, чтобы узнать вопиющий факт, озвученный Альфиром Бакировым. По его словам, жители населённого пункта Коротково, что в Переславском районе, в течение трёх лет ждали подведения газопровода. Для этого за СВОЙ счёт они провели все монтажные работы внутри домов и всего населённого пункта. И вот в начале этого года в правительстве Бакирову заявляют, что Коротково вообще выпало из программы газификации. Как так: сначала было, а потом сплыло? Или обещанного уже не три, а тридцать три года ждут?