Было бы логично предположить, что в начале года власть не стала будоражить народ накануне выборов. Однако они прошли, бензин безбожно подорожал, а тарифы на проезд в городском транспорте (не только общественном, но и маршрутном такси) не изменились. Пока…
На прошедшем в минувший вторник заседании постоянной комиссии по социальной политике думцы заслушивали доклад председателя контрольно-счётной палаты Ярославской области Елены Морозовой, посвящённый этому вопросу. Как выяснилось, из пяти соседних с Ярославской областей у нас цены на билеты самые высокие. Выше (если не считать московский регион) – только у нижегородцев. Но они нам не указ: Нижегородская область традиционно имеет более высокий уровень жизни, чем наш регион.
Экспертами департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области был проведён анализ экономического обоснования тарифов на проезд за 2006 – 2007 годы. Депутатам доложили, что организация транспортных перевозок в черте города (включая и маршрутки) – высокорентабельное дело! Чиновники правительства области просчитали все затраты: на оплату труда, отчисления на социальные нужды, ГСМ, техобслуживание и ремонт, шины, амортизацию и общехозяйственные расходы – и в итоге пришли к выводу, что в 2006 году по всем видам транспорта произошло снижение себестоимости проезда. В том числе по автобусам на 24 процента, трамваям и троллейбусам – на 7 процентов, маршрутным такси – 10 процентов.
Себестоимость разовой поездки в 2007 году должна была составить в автобусах около семи рублей, трамвае и троллейбусе – около пяти, маршрутке (внимание!) – чуть более пяти рублей. Напомню, за общественный транспорт мы платили 8 рублей, за маршрутное такси – 12 рублей.
Дальше эксперты пришли к парадоксальному выводу: при высокорентабельном бизнесе транспортных услуг сами организации, по отчётам, едва сводят концы с концами. В чём дело? А дело в том, как считать то же количество поездок, загруженность транспорта гражданами льготных категорий и прочее, и прочее… Так, в муниципальном унитарном предприятии «Яргорэлектротранс» в зависимости от метода такого учёта количества поездок их фактическая себестоимость меняется от… 2,11 рубля до … 7, 18 рубля. Вот такая арифметика.
По данным МУП «ПАТП-1», за 2006 год от работы автобусов, выполняющих роль «маршруток», получен убыток в 2,5 млн. рублей. Причём большая часть расходов по этим перевозкам ушла на заработную плату управленцам и топливо. Где деньги и бензин, Зин? При этом предприятие, имеющее не более 20 транспортных средств для перевозки пассажиров, по закону освобождается от налогов на добавленную стоимость, единый социальный налог, налога на имущество. То есть от самых больших налогов в казну!
Нужно учесть, что муниципальный бюджет компенсирует убытки транспортных предприятий. Впрочем, эти деньги поступают не вовремя и не в полном объёме.
На одном из последних заседаний муниципалитета руководители мэрии ратовали за очередное повышение цен на билеты. И объясняли это тем, что в минувшем году зарплата водителей и кондукторов увеличилась на 26 процентов. Мол, надо компенсировать… Там же прозвучала будущая средняя цена за билет в 14 рублей 30 копеек.
Озвученная председателем контрольно-счётной палаты Еленой Морозовой информация вызвала бурную реакцию депутатов. Александр Воробьёв ехидно заметил:
– Интересная картина! Бизнес высокорентабельный, а предприятия убыточны!
Первый заместитель мэра Сергей Ястребов отбивался:
– Да, что-то здесь не так. Нам нужно подключить аудиторов…
Кто-то из депутатов бросил реплику:
– Много он даст, этот аудит! Нужно комплексную проверку проводить.
Ястребов в ответ предложил организовать проверку ситуации силами самой контрольно-счётной палаты Ярославской области. На что председатель постоянной комиссии Андрей Антропов заметил, что она не входит в компетенцию палаты, и добавил, что сейчас вопрос о повышении тарифов на повестке дня не стоит и следует вернуться к нему для более детального рассмотрения.
Впрочем, в выводах и предложениях, подготовленных контрольно-счётной палатой, есть и рецепт наведения порядка на транспорте: «Необходимы достоверный и постоянный мониторинг пассажирского потока, в том числе путём статистического наблюдения, разработка и внедрение автоматизированной системы контроля оплаты и учёта проезда всех категорий граждан».
Иными словами, следует наладить контроль и на «земле», чтобы перевозчики не надували чиновников, и в «воздухе», дабы последние не крутили бюджетные деньги вместо своевременной компенсации проезда. Тогда не будет находиться в подвешенном состоянии Его Величество Пассажир, отдувающийся деньгами из своего кошелька за кульбиты вышеозначенных господ. Конечно, прибыль – дело святое, но не в сто же процентов!