– Владимир Юрьевич, вы занимали в Ярославле престижную должность руководителя территориальной администрации, имели перспективы для роста. Как решились сменить прочное положение в Ярославле на «неспокойное» место руководителя Рыбинска?
– Губернатор области предложил мне прийти сюда. Это не только почётная обязанность, но и серьёзное поручение. Мне интересно ставить перед собой амбициозные задачи и соответственно их решать. Причём амбициозность в данном случае не только в личном плане, но и в способе воплощения задуманного. Не скажу, что работа в администрации Заволжского района была скучной. Там действуют мощные предприятия, возрождается строительство, перспективы большие, особенно с возведением нового моста через Волгу. Но в Рыбинске совершенно другой уровень руководства, более высокая ступень. Сейчас работать объективно тяжело физически, но, что касается людей, мне не трудно. Скорее интересно находить подход к коллегам, вместе искать и приходить к совместному решению.
– Рыбинск, если так можно выразиться, в последние несколько лет находится в предынфарктном состоянии. Как вы оцениваете существующее положение, есть ли уверенность, что удастся что-то изменить?
– Действительно, сегодня положение Рыбинска незавидное, и тому есть объективные причины. Взять, к примеру, бюджет, собственное наполнение которого в текущем году составило всего 63 процента. Это миллиард девятьсот миллионов рублей собственной доходной базы, 3200 миллионов – общий бюджет этого года. Вопросы здесь копились годами, и в одночасье их не решить. Жить по принципу «вот приедет барин и нас рассудит» мы тоже не должны. Неверно надеяться, что область всё сделает за нас. По крайней мере, у меня есть опыт работы с предприятиями, когда они брали на себя часть забот, в том числе и городских, по инвестированию, благоустройству. Надеюсь, подобное будет и здесь. Понятно, если производство «повалено», скорее не оно нам, а мы должны будем ему помочь. Но есть крепкие промышленные производители. Я съездил на «Рыбинскэлектрокабель» – великолепное, хорошо оснащённое предприятие. Вне сомнений, мощь НПО «Сатурн», которое оказывает влияние на экономику не только Рыбинска, но и России. Будем работать, участвовать в федеральных программах, привлекать инвесторов.
– Внешний вид города производит тягостное впечатление. Даже в центре множество пустырей и запущенных домов. А в Ярославле инвесторы в очередь стоят, чтобы получить в центре дом под реконструкцию, московские строители возводят гостиницы в Ростове, Угличе, Переславле. Там, конечно, тоже есть проблемы, но на их фоне Рыбинск выглядит какой-то аномальной зоной. Почему так происходит и что собираетесь с этим делать?
– Одна из основных проблем – неподготовленность Рыбинска к вступлению в федеральные программы, в частности, в отношении ветхого и аварийного жилья, комплексного капитального ремонта, фонда развития ЖКХ. Я в администрации увидел документ, датированный 2004 годом, о формировании фонда непригодного и ветхого жилья. Сейчас 2008-й, а до сих пор ничего не сделано. Мне говорят, мы боялись, как только возникнет вопрос об «аварийке», сразу нужно будет заниматься расселением. Но аварийное жильё, грозящее обвалом и обрушением, – это исключительный случай. Есть непригодное для проживания жильё. По нему нужно составлять график работ, поэтапный. К примеру, из 200 домов расселяем 50, по ним определяем характеристики, когда и куда переедут люди. Так сложится логическая цепочка, сразу определится объём необходимых инвестиций. Понятно, только бюджетными средствами не обойтись, нужно привлекать и внебюджетные. У нас есть положительный пример – НПО «Сатурн» успешно решает эти задачи. Руководство там думает о людях, строит, помогает приобрести новое жильё через ипотеку, кредитование, другими способами. Из 29 тысяч квадратных метров сданного в прошлом году жилья 25 тысяч принадлежат НПО «Сатурн». Правительством страны поставлена задача: в год строить не менее квадратного метра на человека, то есть для Рыбинска уровень строительства должен составлять ежегодно 200 тысяч квадратных метров. На сегодняшний день на нашей территории достаточно развёрнуто малоэтажное строительство, а вот многоэтажное отстаёт. Пример тому – долгострой многоквартирного дома на улице Приборостроителей, 36. Это муниципальное жильё должны были сдать ещё в 2007 году, но пока о его завершении говорить не приходится. В ходе работ не исполнялись федеральные законы, в частности, о конкурсах. Произвольно пересматривались сроки и объёмы производства, чего не должно быть в принципе, ведь условия оговорены контрактом, и обе стороны обязаны их выполнять: бюджет своим наполнением, а подрядчики – работой. В результате непродуманных действий, невыполнения заранее оговорённых условий и отсутствия собственного эффективного контроля за строителями до сих пор не сданы в эксплуатацию кукольный театр, водоочистные сооружения в микрорайоне Волжский. Как показывает практика, по строительству и ипотечным «вливаниям» работа предстоит серьёзная. Сейчас мы выставили на конкурс три площадки под многоэтажное строительство, и что важно, в нём принимают участие пять инвесторов. Это значит, что стартовая цена площадки увеличится хотя бы на шаг, а это в свою очередь пополнение бюджета. Кроме того, дано задание подготовить документацию ещё по четырём площадкам – два дома на 50 квартир по улице Черепанова и два по улице Приборостроителей по 108 квартир. По предварительным подсчётам, строительство домов на всех этих площадках принесёт нашему городу дополнительно 30 тысяч квадратных метров жилья.
– Понятно, что жилищное строительство, привлечение инвестиций, наполнение бюджета для вас сегодня на первом месте. Но что ещё требует незамедлительного решения?
– Сейчас верстаем программу социально-экономического развития Рыбинска до 2012 года. Есть методики и планы, которые разработаны областью, с ними мы связываем свои перспективы. Важно, что снова возвращаемся к планированию. Трёхлетний план нужен, но при этом он не должен становиться догмой. Его можно ежегодно корректировать, а возможно, и продлевать. Наглядный пример – газификация частного сектора. У нас было три направления – Веретье, Запахомовский и Заволжский районы. Везде работа ведётся, но не предусмотрен конечный результат – выход на газификацию конкретных жилых домов. Выделяемые средства оказались «размыты» по всем направлениям. Мы решили изменить тактику. В этом году интенсивно будем работать в Заволжском районе, туда сконцентрируем основные средства, и результатом должен стать приход газа в 269 домов. Параллельно будем отрабатывать проекты по Веретье и Запахомовскому району. При формировании бюджета 2009 года, а может быть, 2010-го, планируем предусмотреть возможность продвижения газа на эти территории. Требует решения и задача по усовершенствованию структуры администрации, которая была поставлена перед нами на выездном заседании областного правительства. Срок для этого отведён до 1 мая. Прежняя структура, по-моему, была несколько «перекошена» и подводилась под личности. Для начала она будет обезличена с тем, чтобы понять, какие взаимоотношения между подразделениями должны быть. Уже после этого структура станет «наполняться» людьми.
-– Подразумевает ли структурное изменение администрации замену и сокращение штата?
– Я никогда не ставил задачу поменять состав работающих. Те, кто по ряду причин с моим приходом должен был уйти из администрации, ушёл. Но в основном люди остались на своих местах. Массовой замены состава не будет. Хотя минимальное сокращение штата произойдёт, но за счёт структурных изменений.
– Большинство проблем Рыбинска до недавнего времени связывали с кризисом власти, когда администрация города не могла найти общего языка с депутатами муниципального совета. Сегодня исполнительная и законодательная власти способны работать согласованно?
– На мой взгляд – да. Опыт общения показывает, что мы можем успешно взаимодействовать. Материалы, которые мы выносим на совет, проходят серьёзное обсуждение. Недавно на доработку нам вернули два документа, связанные с формированием законодательной базы по территориальному общественному самоуправлению. На мой взгляд, это сделано справедливо. Отношения с муниципальным советом строятся конструктивно, критика присутствует, но, как правило, объективная.
– В прежние годы Рыбинск отличался высоким уровнем образования, организации культурной и спортивной работы. Неужели сейчас всё или почти всё – в прошлом?
– Без сомнения, на рыбинской территории уровень образования остаётся стабильно высоким, но и спорт с культурой не отстают. В Рыбинске есть традиционно сильные виды спорта. На нашей территории школа самбо проводит серьёзные турниры, на уровне ЦФО организованы соревнования по кудо. У нас немало чемпионов мира и Европы. Администрация делает всё возможное для развития спорта в городе. В спорткомплексе «Метеор» восстановили бассейн, сейчас ведутся внутренние ремонтные работы. Рассматриваем возможность покупки новой ледовой машины для спорткомплекса «Полёт», которая позволит бесперебойно в течение года держать лёд в рабочем состоянии. Предусмотрено на нашей территории строительство крытого физкультурно-оздоровительного комплекса с большим физкультурным залом. Он будет универсальным для занятий мини-футболом, баскетболом, волейболом, теннисом, смонтируем сразу несколько площадок.
– Читатели, а особенно рыбинцы, наверняка хотели бы узнать о вашей семье. Как ваши близкие отнеслись к решению сменить место работы?
– Мои родные поддержали меня, хотя это назначение серьёзно изменило мою жизнь. Понятно, что с семьёй видеться стал редко. Уезжаю из дома очень рано, а возвращаюсь порой, когда все спят. А иначе никак, они в Ярославле, я же сейчас в первую очередь в Рыбинске. Но близкие всё понимают. Дети уже взрослые. Я теперь не только муж и отец, но и дедушка. Моей внучке три с половиной, а внуку – полгода.