– На всероссийской большой стройке жилья Ярославская область сегодня отстаёт от других регионов. Как сократить это отставание и какую помощь в этом может оказать нацпроект «Доступное и комфортное жилье»?
– Да, мы сегодня строим меньше, чем требуется. И у ярославцев потребность в получении жилья намного превышает те объёмы, которые есть. К тому же строительство ведётся по территории области неравномерно, и если в областном центре оно развивается (хотя могло бы развиваться и лучше), то в других городах объёмы ввода жилья очень и очень незначительны. Ситуация сложилась так, что ипотечные кредиты, которые предоставляются, ярославцами не востребованы из-за высокой стоимости квадратного метра жилья.
На территории области действуют два вида строительных компаний. Во-первых, это наши, ярославские небольшие компании, которые не в состоянии вложить в строительство крупные финансовые ресурсы. Во-вторых, это московские, которые заинтересованы не столько в объёмах строительства, сколько в высокой стоимости квадратного метра жилья. В результате и нет больших объёмов.
Поэтому первое, что мы сейчас делаем, – это привлекаем крупных инвесторов, которые будут свою прибыль получать именно от больших объёмов строительства жилья, причём не только в Ярославле, но и в других районах области. Второе – мы провели ревизию всех участков, которые пригодны для строительства, и теперь чётко знаем, что в Ярославле есть более 40 площадок, на которых можно построить почти 500 тысяч квадратных метров жилья. Эти площадки выделены с 2005 года, но не осваиваются. Важно сделать так, чтобы они вошли в оборот и начали использоваться.
Кроме того, нам важно развивать не только инфраструктуру для строительства жилья, но и промышленность стройматериалов. Есть предложения по строительству нескольких кирпичных заводов на территории нашей области, и мы этими проектами обязательно будем заниматься. Ну и, наконец, мы намерены значительно продвинуться в деле компенсаций процентной ставки по ипотечным кредитам, чтобы для большего числа людей такие кредиты стали доступны.
Таким образом, в ближайшие два-три года мы надеемся значительно увеличить и темпы, и объёмы строительства жилья. А в рамках национального проекта рассчитываем получить финансовые ресурсы для создания инфраструктуры на нескольких крупных площадках.
– Для большинства россиян Ярославская область ассоциируется прежде всего со стариной, памятниками и с туризмом. Будет ли развиваться это направление?
– И в областной администрации, и в мэрии есть несколько департаментов, в число задач которых входит развитие туризма, но что-то не очень эффективным это развитие получается. Я считаю, что развивать туризм нужно совершенно иначе. Потенциал здесь у области действительно огромный. Но ограниченность доходов от туризма упирается в первую очередь в слабо развитую инфраструктуру. Туризм одного дня нам никаких доходов не приносит. Надо, чтобы люди оставались на несколько дней, и тогда все услуги, которые мы сможем им предоставить, дадут области и рабочие места, и доходы. Поэтому сейчас реализуется хорошая программа строительства гостиниц, развития сопутствующей инфраструктуры, и, я надеюсь, это даст определенный эффект. Помимо того, разрабатывается ряд маршрутов и проектов, показывающих наши возможности. Я считаю, что сделано в этом направлении ещё недостаточно. Надо просто продолжать то, что начато.
– Ярославль готовится отпраздновать свое тысячелетие. Как это изменит облик города и что это даст для развития региона в целом?
– Думаю, что предстоящий юбилей нам даст серьёзные инвестиции. Город станет выглядеть ещё лучше, а это само по себе ещё больше привлечёт к нему внимание и туристов, и инвесторов. Есть соответствующее решение правительства, создан оргкомитет по подготовке к юбилею, его возглавляет заместитель председателя правительства Козак, утверждена программа подготовки. Программа эта включает в себя проекты развития инфраструктуры, что для нас крайне важно, строительство объездной дороги – Карабулинской развязки. Кроме того, нужно провести большой объём работ по расселению ветхого и аварийного жилья.
Другая группа проектов касается вопросов социальных – мы должны построить перинатальный медицинский центр, ряд социальных объектов, таких как культурно-зрелищный центр. Я считаю, это очень важно для развития города. Кроме того, необходимо привести в порядок историческую среду, потому что 1000-летие – это праздник большого историко-культурного значения. Большое внимание мы намерены уделить реставрации памятников истории и культуры и воссозданию этих памятников. Сейчас уже ведётся строительство разрушенного в 30-е годы Успенского собора на Стрелке, и думаю, что к 1000-летию оно будет завершено.
Для нас самое главное, чтобы ярославцы почувствовали, что их проблемы и нужды к 1000-летию города властью решаются, качество жизни улучшается, и в ответ были бы готовы тоже внести свою лепту в украшение любимого города.
– Сейчас входит в моду тенденция избирать главу местного самоуправления как главу не исполнительной, а законодательной власти. Исполнительная же власть переходит в руки наёмного сити-менеджера. Каковы плюсы и минусы такой системы?
– Система эта уже реализуется. Например, в Ростовском муниципальном округе прошли выборы не главы местного самоуправления, а главы представительного органа местного самоуправления. Теперь будет создана конкурсная комиссия, и она подберёт сити-менеджера, то есть наёмного управляющего. Я считаю, что это один из наиболее эффективных вариантов реализации 131-го закона об общих принципах организации местного самоуправления. Потому что в данном случае человеку, которого взяли по конкурсу, нет необходимости заниматься популизмом, нет необходимости серьёзно ввязываться в политику и тратить на это время. Он должен, выполняя контракт, серьёзно заниматься городским и районным хозяйством. А если человек неправильно рассчитал свои силы или, занимаясь популизмом, пренебрёг хозяйственными вопросами, то населению не придётся страдать четыре года от того, что не за того проголосовали, и ждать очередных выборов. У людей будет возможность очень быстро подобрать другого человека и решить проблемы жителей муниципального округа, которые не решались. К сожалению, раньше мы имели такие примеры, когда неэффективность управленца была для всех уже видна, но снять его никто не мог.
– Недавно произошла смена власти в Рыбинске, туда приехал ваш назначенец. Каков результат?
– Что касается Рыбинска, то ситуация была тяжёлой всего несколько недель назад. Я предложил рыбинцам человека, способного решить накопившиеся проблемы. Он приступил к работе и, по мнению многих рыбинцев, довольно неплохо справляется со своими обязанностями. Формирование команды у него проходит небезболезненно, Рыбинск город своеобразный, и не так-то просто там сейчас человеку постороннему начать реализовывать свою программу и найти единомышленников. Но позитивные сдвиги уже видны.
– Как сказываются политические перемены в Ярославской области?
– Политическая ситуация в области стабильна. Выборы прошли, и прошли благополучно, спокойно. Только что приступила к работе областная Дума. Я вижу, что туда пришло много новых высокопрофессиональных людей, со своими интересными идеями и предложениями. В Думу вошли четыре политические партии, которые отражают весь политический спектр. 74 процента Думы составляют представители «Единой России». Я уверен, что с новым составом Думы мы будем конструктивно работать.
– Вы ставите одной из главных своих задач увеличение доходной части бюджета в полтора раза. За счёт чего это планируется сделать?
– Действительно, сегодня одной из главных забот является увеличение доходов областного бюджета. Я думаю, многие знают, что основными плательщиками в бюджет являются не более двадцати крупных промышленных компаний, которые входят в вертикально интегрированные общероссийские финансово-промышленные группы. Тут есть и плюсы, и минусы. Минус в том, что большую часть налогов они платят там, где находятся их головные компании, а мы даже не имеем возможности проверить, каков размер их налогооблагаемой базы. Я вынужден с каждой из этих компаний подписывать соглашения, чтобы знать, какой объём налогов они будут перечислять в областную казну в ближайшее время. А плюс в том, что эти компании активно развивают свой бизнес, и мы заинтересованы в том, чтобы развивали они его не где-нибудь, а именно на территории нашей области. Ряд соглашений с такими крупными компаниями мы уже подписали. Это и «Славнефть», и «Балтика», и с «Группой ГАЗ» сейчас соглашение готовится.
Но это не единственный источник пополнения бюджета. Второе направление – борьба против «серых» зарплат. Общеизвестно, что значительная часть мелких и средних предприятий стараются не показывать реальную зарплату своих сотрудников. А ведь подоходный налог – основной налог, поступающий полностью в региональный бюджет. И для нас такое положение дел неприемлемо. Я уже создал специальную межведомственную комиссию, которая будет с каждым из таких предприятий, старающихся, как они говорят, «минимизировать налоги», предметно разбираться.
Третья мера – развитие малого бизнеса. Это перспективное направление, которое может дать значительный экономический эффект. Есть программа, есть средства на развитие «бизнес-инкубатора», и, я думаю, это будет одна из серьёзных статей дохода нашего бюджета.
– Очевидно, Правительство России в ближайшее время будет обновляться. Чего вы ждете от его работы?
– Помощи! Много проблем можно и нужно решать совместно. Это и строительство квартир, и газификация села, и ремонт ветхого и аварийного жилья, и так далее. Ну и ещё я жду продолжения того позитивного курса, который был взят в последние годы.