– Иван Юрьевич, насколько актуальна проблема борьбы с терроризмом на территории нашей области?
– У нас немало промышленных предприятий, являющихся потенциальными объектами для диверсий. От их руководства мы требуем обеспечения режима безопасности, проверяем систему противодиверсионных мер. Много стало заброшенных лагерей и деревень, где могут скрываться участники и пособники террористических организаций и бандформирований, выезжаем, обследуем. В Переслав-ском районе в феврале задержали бывшего чеченского боевика, на совести которого несколько человеческих жизней. Жил себе в деревне, и никого не интересовало, кто он и откуда. Но не надо забывать, что бдительность – залог стабильности. Трагедия в Беслане показала, что от террористических посягательств не застрахован никто, даже дети. В преддверии нынешнего учебного года в области был организован антитеррористический штаб, наши сотрудники лично проверяли защищенность школ и прилегающих территорий, проводили инструктаж. Главный итог работы в том, что удалось не допустить терактов.
– Опыт зарубежных спецслужб в деле борьбы с терроризмом как-то используется?
– Безусловно. Взрывы на железной дороге в Испании в 2003 году с применением сотовых телефонов заставили нас с повышенным вниманием отнестись к работе компаний мобильной связи. В этом году управление раскрыло аферу с СИМ-картами, которые скупались в больших количествах выходцами из Северо-Кавказского региона, вывозились за границу и использовались там, в результате чего российской компании сотовой связи был нанесен ущерб в семь миллионов рублей. Это стало возможным из-за отсутствия системы блокировки при вывозе карт за рубеж, теперь этот просчет в работе компаний будет устранен. Мы не исключаем версию, что выявленная мошенническая схема в качестве основной цели преследовала финансирование международных экстремистских структур.
– Сейчас довольно широко обсуждается проблема незаконной миграции. Надо полагать, она находится в сфере вашего особого внимания.
– Незаконная миграция опасна в первую очередь тем, что в наш регион проникают люди, скрывающиеся от правоохранительных органов, настроенные явно недоброжелательно, везут оружие, взрывчатку, наркотики. Часть мигрантов, приезжающих на заработки, не найдя подходящей работы и крова, пополняют низшие ряды организованных преступных групп. Кроме того, некоторые мигранты представляют благодатную почву для распространения религиозно-экстремистских и сепаратистских идей. Нами отмечались попытки отдельных выходцев с Северного Кавказа, из Средней Азии и прибывших из исламских стран миссионеров сбить с толку ярославских мусульман: мол, вы не тот ислам исповедуете и не так молитесь, учитесь «истинному» исламу у нас. А у себя на родине эти «истинные» мусульмане взрывают невинных людей! Все это вносит в традиционные общины раскол, толкает кое-кого из молодых людей с несформировавшимся мировоззрением на непростительные поступки. В рамках совместных с правоохранительными органами спец-операций в 2005 году было выявлено более 5 тысяч нарушений правил пребывания иностранных граждан, около 4 тысяч человек привлечено к административной ответственности, некоторых пришлось депортировать и закрыть им въезд в страну.
– Вы упомянули, что мигранты везут к нам наркотики. О каких объемах идет речь?
– В этом году практически удалось перекрыть канал поступления героина из Таджикистана. Операция проводилась в несколько этапов. Первоначально из тайника автомашины, на которой наркотики перевозили в ЦФО двое граждан Таджикистана, было изъято 400 граммов героина. В ходе дальнейших мероприятий в наши руки попало около килограмма этой отравы, были выявлены организаторы, поставщики, наркокурьеры и сбытчики. Но на достигнутом в таких делах никогда нельзя останавливаться, иначе образовавшийся вакуум заполнят другие поставщики. В текущем году была пресечена деятельность целой сети нарколабораторий, располагавшихся в отдаленных районах Ярославской области. В специально оснащенных помещениях с дорогостоящим импортным оборудованием возделывались запрещенные растения. Доступ к местам производства наркотиков блокировался современными средствами охраны. А размещались лаборатории в ничем внешне не примечательных, обычных деревенских избах. Вышли мы на них при проведении антитеррористических мероприятий.
– Расскажите о том, что непосредственно является одной из ваших первоочередных задач, – о контрразведывательной деятельности.
– С учетом увеличения финансирования по линии Министерства обороны на ряде предприятий области реанимировались исследования и работы по оборонной тематике. Заполучить эту информацию стремятся спецслужбы иностранных государств, и задачи по защите гостайны становятся все актуальнее. В настоящее время за разглашение нами взято в проверку несколько лиц. Но ничего больше пока сказать не могу.
– А по коррупции можете? Борьбу с ней на всех уровнях президент обозначил как одно из основных направлений работы органов госбезопасности.
– В декабре Ростовский суд вынес приговор в отношении ряда сотрудников милиции и их подельников. «Оборотни в погонах» разработали схему оформления и постановки на учет незаконно приобретенных автомобилей, используя пробелы в законодательстве и нестыковки в базах данных ГИБДД и таможни. Такие дела крайне трудно выявить и расследовать в связи с высокой «квалификацией» преступников – они имеют высокое должностное положение, знают нормативную базу и хорошо осведомлены о методах работы спецслужб. Увы, горький опыт ростовских милиционеров ничему не научил их коллег. Сейчас по нашим материалам, переданным в прокуратуру, возбужден еще целый ряд уголовных дел по превышению должностных полномочий в отношении работников того же ГОВД, бравших взятки.
– В мае «СК» рассказывал о громком деле по контрабанде с участием сотрудников Ярославской таможни. Что сегодня можно сказать о ходе и результатах расследования?
– По масштабам причиненного бюджету страны ущерба – 100 миллионов долларов в виде непоступивших таможенных платежей и налоговых сборов – это самое крупное за текущий год дело по России. Задержаны 25 человек. В течение всего 2004 года они под видом автозапчастей и стройматериалов ввозили в область дорогостоящую аудио-, видеотехнику, компьютеры. Судить о личных доходах членов преступной группы можно вот по этим часам, которые носил один из задержанных «коммерсантов», их цена – 260 тысяч долларов. Расследование продолжается. Другой свежий пример: на железной дороге задержано 14 контейнеров с контрафактными автозапчастями китайского производства, которые ввозились по поддельным документам, якобы продукция ЯМЗ.
– А что вы думаете по поводу столь бурно обсуждаемого проекта закона о некоммерческих организациях?
– Давно надо навести порядок в этой сфере. Конечно, мы смотрим на данный документ со своей, «контрразведывательной колокольни», но ни для кого не секрет, что финансирование неправительственных организаций часто осуществляется из-за рубежа под конкретные задачи. Мы отслеживаем эти процессы, и могу сказать определенно, что ряд зарубежных неправительственных организаций, действующих на территории Ярославской области, занимаются сбором социально-экономической информации, осуществляют мониторинг общественно-политической обстановки, а порой вмешиваются и в политические процессы, особенно активизируются в период выборов.
– Есть конкретные при-меры?
– Да.
– Назовите.
– Нет.
– Как, Иван Юрьевич, складывается взаимодейст-вие УФСБ с органами исполнительной власти у нас в области?
– Основная форма взаимодействия – информирование в случае возникновения угрозы безопасности. За последний год управление направило немало таких сообщений со своими оценками и прогнозами развития ситуации в различные ведомства, что позволило своевременно принять те или иные управленческие решения. Например, жители области помнят ситуацию, связанную с попытками банкротства Тутаевского моторного завода. Градообразующее предприятие, имеющее огромное социальное значение для области, последние три года стабильно работало, отмечался рост производства. И вдруг угроза банкротства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мы не могли не вмешаться в судьбу завода, выполняющего важные государ-ственные заказы и имеющего стратегическое значение. Изучив ситуацию, доложили в ФСБ, оттуда наши предложения по ее разрешению были переданы в Правительство РФ, губернатору области и в прокуратуру. По материалам управления было возбуждено уголовное дело, а арбитражный суд пришел к выводу, что процедура банкрот-ства осуществлялась незаконно. В итоге ТМЗ был спасен, тысячи тутаевцев сохранили рабочие места, а российская экономика – важнейшее стратегическое предприятие и его продукцию. Все это способствовало оздоровлению обстановки и снижению социальной напряженности в Тутаевском муниципальном округе. Разве это не результат?