ГУБЕРНАТОРУ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ С. А. ВАХРУКОВУ.
ОБРАЩЕНИЕ
УЧАСТНИКОВ СОВЕЩАНИЯ ПО ВОПРОСАММЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Уважаемый Сергей Алексеевич! С вступлением в силу Жилищного кодекса РФ концепция реформирования ЖКХ обрела вполне понятные очертания. У собственников помещений, проживающих в многоквартирных домах, впервые появилась возможность реально управлять своей собственностью.
В концепцию реформирования ЖКХ органично вписывается и реформа местного самоуправления. Согласно федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы ЖКХ относятся к полномочиям поселений. Это решение вполне оправдано, так как только совместная инициатива населения и выборных органов власти на местах позволит воплотить в жизнь идеи, заложенные в Жилищном кодексе и других федеральных нормативных документах.
В частности, передача муниципального жилищного фонда от районов в поселения позволит поселениям включиться в работу по выбору способов управления многоквартирными домами на правах одного из собственников квартир, повысит их активность и ответственность при принятии решения.
При таком подходе выбор управляющих организаций собственниками жилья произойдёт более осознанно, а не будет навязан властью района на безальтернативной основе. А такая опасность на сегодняшний день существует. У районов как у передающей стороны нет желания заниматься рутинной работой по организации общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. Тем более, что убедить людей подписать договор управления домом с неизвестной для них компанией – задача не из лёгких.
Установленные законом сроки на реализацию собственниками своих прав по выбору способов управления заканчиваются1 мая 2008 года. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года № 75 органы местного самоуправления районов должны были объявить открытые конкурсы по отбору управляющей организации не позднее 1 февраля 2008 года. В Ярославском муниципальном районе эти сроки не выдержаны, и легитивное проведение конкурсов уже невозможно.
Согласно областному законодательству, передача жилищного фонда поселениям планируется только к 1 мая 2008 года. Но в этом случае у поселений не останется времени на проведение собраний собственников многоквартирных домов. Чтобы выйти из этого затруднительного положения, необходимо передать жилищный фонд поселениям как можно скорее. Тогда у поселений на правах одного из собственников будет время на организацию проведения таких собраний.
На сегодняшний день осуществить передачу жилфонда поселениям в Ярославском муниципальном районе ничто не мешает. Списки передаваемого жилфонда утверждены муниципальными советами района и поселений. Для вступления поселениями района в законные права необходимо принятие постановления администрации области о разграничении муниципального имущества.
Безусловно, что для управления принимаемым жилфондом необходима и готовность поселений активно заниматься этой работой. Часть её уже проведена. Для обслуживания жилищного фонда заволжской части Ярослав-ского района в феврале 2007 года создана управляющая компания с муниципальной долей собственности в уставном капитале 25 процентов, как это и рекомендовано Правительством РФ. Для обслуживания жилфонда остальной части района планируется создание управляющих компаний на базе имеющегося предприятия – ЯРМП ЖКХ.
Очевидно, что форма управления через МУПы и муниципальные учреждения, многие из которых тонут в долгах и находятся на грани банкротства, экономически себя изжила не только в жилищном, но и коммунальном хозяйстве. Будущее ЖКХ видится в государственно-частном партнёрстве как механизме привлечения частного капитала к управлению коммунальным хозяйством. Такой механизм создан администрацией Ярославской области в лице ОАО «Яро-славские региональные ком-мунальные системы» (ОАО «ЯРКС»), задачами которого являются организация сотрудничества с органами местного самоуправления в подготовке к управлению коммунальным хозяйством, оказание практической помощи поселениям в реализации передаваемых им полномочий и в создании межмуниципальных структур в рамках ст. 68 федерального закона № 131-ФЗ.
Основываясь на этих принципах, поселения Ярославского муниципального района поддержали инициативу ОАО «ЯРКС» и создали 11 июля 2007 года межмуниципальную структуру в виде закрытого акционерного общества «Ярославское межмуниципальное производственное объединение» (ЗАО «ЯМПО»).
Данное предприятие создано для осуществления деятельности в целях решения социальных задач, выполнения работ, производства продукции, оказания услуг для выполнения социально-экономических заказов, удовлетворения потребности населения в жилищно-коммунальных услугах, расширения рынка товаров и услуг. Другими словами, это именно то предприятие, которое готово взять на себя все функции по обслуживанию коммунального имущества, передаваемого от района поселениям.
Причём котельные, скважины, сети и подобные объекты не войдут в уставной капитал предприятия, а останутся в собственности поселений и будут использоваться ЗАО «ЯМПО» на договорной основе. Это позволит избежать потери поселениями социально значимых объектов в случае возможного банкротства данного предприятия.
Кроме того, у каждого поселения имеется пакет акций, что даёт возможность им активно участвовать через совет директоров в принятии ключевых решений по развитию данного предприятия.
Создание таких предприятий, как ЗАО «ЯМПО», позволит не только избежать дробления коммунальных предприятий при передаче имущества поселениям, но и даёт возможность в дальнейшем укрупнять эти предприятия, так как членами закрытого акционерного общества могут быть не только поселения одного района, но и поселения других районов и близлежащие города.
Такое объединение позволит сформировать на предприятии единые тарифы на свои услуги для всех потребителей, что благотворно скажется на развитии поселенческих территорий, так как для инвесторов цена подключения к коммунальным услугам и их дальнейшая стоимость являются ключевым фактором при выборе места под строительство объектов.
Комплекс ЖКХ на сегодня – это высокозатратный механизм, и его содержание не по карману многим потребителям, которых он призван обслуживать. Без серьёзного реформирования этого комплекса невозможно ни дальнейшие развитие промышленности на территориях, ни жилищное строительство.
Федеральным законом от21 июля 2007 года № 185-ФЗ утверждено положение о фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, целями и задачами которого являются повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства и формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом путём предоставления финансовой поддержки.
Основными требованиями фонда являются:
– наличие на территории муниципального образования не менее 50 процентов организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с долей участия в уставном капитале муниципальных образований не более чем 25 процентов;
– предоставление социальной поддержки гражданам в денежной форме путём перечисления средств на персонифицированные счета (субсидии с 2007 года, льготы с 1 января 2009 г.);
– ликвидация перекрёстного субсидирования (графики до1 января 2011 года);
– прекращение предоставления дотаций организациям коммунального комплекса на возмещение убытков от содержания объектов инфраструктуры, установление экономически обоснованных тарифов и надбавок (до 1 января 2010 г.);
– наличие региональной и муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и наличие выделенных денежных средств из бюджетов на долевое финансирование.
Известно, что в городе Яро-славле проведена огромная работа для выполнения условий федерального закона № 185-ФЗ, в том числе в каждом районе созданы открытые акционерные общества на основе имеющегося потенциала ДЕЗов.
Однако одних усилий руководства города Ярославля для получения финансовой поддержки из федерального бюджета недостаточно, так как фонд предоставляет финансовую поддержку за счёт своих средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда при условии их расположения на территориях не менее двух муниципальных образований, которые выполнили вышеперечисленные условия и общая суммарная численность населения которых составляет не менее чем 25 процентов общей численности населения субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся такие муниципальные образования.
В отличие от Ярославля, ни в одном муниципальном образовании области такая работа не проведена по причине того, что сроки передачи поселениям муниципального жилищного фонда постоянно переносятся.
В соответствии с законом Ярославской области от 28 декабря 2005 года № 90-з «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Ярославской области в переходный период» полномочия по ЖКХ должны были перейти поселениям с 1 января 2007 года. Затем законом Ярослав-ской области от 29 сентября 2006 года № 52-з этот срок был перенесён на 1 января 2008 года, а для городских поселений Тутаева и Углича – до 1 июня 2007 года. Однако и этот срок не был выдержан, что привело к тому, что два городских поселения – Тутаев и Углич – с 1 июня 2007 года по1 января 2008 года жили вне закона в части полномочий по ЖКХ.
В конце сентября 2007 года принимается новый закон Яро-славской области № 57-з, которым вновь перенесены сроки передачи полномочий поселениям до 1 мая 2008 года. Понятно, что при таком меняющемся законодательстве никакая плановая работа невозможна.
Несмотря на то, что согласно статье 83 федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2006 года никакие изменения в закон Ярославской области № 90-з вносить уже нельзя, в январе 2008 года Государственной думой Ярославской области принят новый закон Ярославской области «О порядке разграничения муниципального имущества», который снова вносит изменение в областной закон № 90-з.
Муниципальные власти при отсутствии в области внятной концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства вместо созидательной плановой работы занимаются политиканством и дележом муниципальной собственности, что приводит к ухудшению ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проблемы которого нарастают как снежный ком.
Обращаем ваше внимание на то, что если не принять экстренных мер, то к 1 мая 2008 года в сфере ЖКХ наступит правовой вакуум, а к 1 января 2009 года, когда федеральный закон № 131 окончательно вступит в прямое действие, ныне существующая схема функционирования ЖКХ области будет функционировать вне закона.
На сегодняшний день поселения Ярославского муниципального района готовы активно участвовать в процессах, необходимых для принятия и исполнения полномочий по ЖКХ согласно федеральному закону№ 131-ФЗ в полном объёме. Однако для этого необходима чёткая, выстроенная в строгом соответствии с федеральным законодательством концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства области.
Предлагаем к вашему рассмотрению своё видение концепции реформирования ЖКХ области, сформировавшееся на основе наработанных участниками совещания мер по Ярославскому муниципальному району.
1. Передача коммунального имущества от районов поселениям в срок до 1 мая 2008 года;
2. Создание межмуниципальных структур в виде закрытых акционерных обществ с распределением акций между поселениями;
3. Передача коммунального имущества поселений в межмуниципальные структуры в пользование на договорной основе;
4. Передача муниципального жилищного фонда на уровень поселений в срок до 1 апреля 2008 года;
5. Создание управляющих компаний с долей поселений в уставном капитале 25 процентов;
6. Обеспечение необходимых мер для привлечения средств федерального бюджета из фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.