– Валерий Григорьевич, как вы оцениваете итоги работы Думы за четыре года её деятельности?
– Если говорить о деятельности депутат-ского корпуса настоящего созыва, то я могу оценить её в целом положительно, хотя отдельные элементы функционирования Думы требуют совершенствования.
За неполные четыре года работы Дума провела 40 заседаний, её постоянные комиссии на своих более чем 250 заседаниях рассмотрели свыше 500 законопроектов, большое количество постановлений.
Государственной думой Ярославской области настоящего созыва принято 379 законов. Следует признать, что внимание депутатов к оценке концепций законопроектов было весьма существенным. Как следствие этого – в процессе работы с учётом заключений, получаемых нами от губернатора, прокуратуры, отдела управления Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу в Ярославской области, контрольно-счётной палаты Ярославской области, природоохранной прокуратуры, 75 законопроектов были отозваны субъектами законодательных инициатив, а80 законопроектов депутатами на заседаниях Думы были отклонены.
Таким образом, только 71 процент из общего числа вносимых законопроектов признаются качественными, необходимыми для экономического и социального развития области. При этом в процессе работы над законопроектом вносятся поправки, улучшающие его качество.
Из общего числа принятых законов 79 процентов внесено губернатором Ярославской области, располагающим высококвалифицированными специалистами в вопросах законодательства, 45 принятых законов подготовлены и внесены непосредственно нашими депутатами. Из числа принятых законов социально ориентированными являются 79, или 21 процент от их общего числа. Наибольшее число принятых законов – 123 – относятся к бюджетной, налоговой и финансовой сфере регулирования.
Вопросам и требованиям государственного управления отвечают 62 закона области; функционирования муниципальных органов власти – 51; экономической политики – 35; земельного законодательства, охраны и использования окружающей природной среды – 23.
Наиболее «урожайным» годом по законотворчеству является 2007 год – 116 принятых законов.
С начала деятельности настоящего созыва принято почти 1400 постановлений, 40 обращений к Президенту России, Федеральному собранию, Государственной Думе Российской Федерации, Правительству России, в Конституционный суд Российской Федерации по жизненно важным вопросам, касающимся лекарственного обеспечения, пенсионного обеспечения, защиты интересов сельхозпроизводителей, снижения цен на энергоносители, продукты питания и другим.
Абсолютное большинство наших обращений поддерживается большим числом законодательных органов власти субъектов Российской Федерации.
Однако, отмечая всё это, следует признать, что оценкой деятельности областных законодателей является не число рассмотренных законопроектов и принятых законов, не заседаний и обращений, а насколько позитивно развивается экономика области, каков рост доходов населения, какими темпами строится жильё, развивается сельская газификация и другие направления.
– Вас в Государственной думе отмечают как достаточно опытного аналитика, специалиста в строительстве и сельскохозяйственном производстве. Как вы оцениваете итоги социально-экономического развития нашей области?
– В целом наша область по итогам социально-экономического развития среди18 субъектов Центрального федерального округа прочно занимает третье место, уступая только столице – Москве и Московской области.
Объём промышленного производства в текущем году в нашей области увеличился на 5,5 процента по отношению к 2006 году.
Реальные денежные доходы населения, рассчитываемые по действующей методике, увеличились за период с начала года на 10,8 процента. Безусловно, многими специалистами этот показатель ставится под сомнение, но данные российской статистики таковы. Несколько снизилось число зарегистрированных безработных. Значительно увеличился оборот розничной торговли и объём платных услуг (соответственно на 15,3 и 19,4 процента), однако при учёте высокой инфляции и росте цен на товары и услуги едва ли эти показатели радуют жителей области.
Наконец-то, похоже, началось преодоление кризиса в жилищном строительстве. Ввод жилья в области к 2006 году возрос в 2,4 раза. Реальным в текущем году является ввод в эксплуатацию 400 тыс. квадратных метров жилья. Это, безусловно, радует и вселяет определённые надежды, однако доступность жилья для большей части нуждающихся в нём невелика.
Сейчас следует строить не квадратные метры, а квартиры. Квартиры, социально направленные на малые семьи – 1-2-3 человека. Это прежде всего. Сейчас в области строящиеся квартиры в среднем около 70 – 80 квадратных метров: для семей работников бюджетной сферы, молодых семей – это не только высокая стоимость жилья, долгие выплаты банкам кредита, но и значительные расходы по уплате ежегодно возрастающих тарифов за жилищные, коммунально-бытовые услуги.
В сельском хозяйстве области увеличились такие показатели, как поголовье овец, птицы, возросли удои от одной коровы на6 процентов, на 5 процентов увеличилось производство куриных яиц.
К числу отрицательных тенденций в развитии области следует отнести значительный рост потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, платные услуги населению.
На 12 процентов к 2006 году увеличился индекс цен производителей промышленных товаров.
В сельском хозяйстве продолжается сокращение поголовья крупного рогатого скота, свиней.
Стоимость минимального набора продуктов питания по области возросла к периоду на конец 2006 года на 25 процентов, что, безусловно, крайне негативно воспринимается населением.
Продолжается сокращение населения области. Число умерших в 2007 году превысило число родившихся в 1,8 раза. Правда, медленно, но отмечается положительная тенденция.
Даже с учётом того, что средняя зарплата работающих увеличилась за год на 23 процента, большой радости на лицах наших граждан нет.
При величине прожиточного минимума в 3855 рублей значительная часть населения(21 процент) имеют среднедушевой денежный доход, не превышающий 3500 руб. в месяц.
– Как с такими показателями наша область занимает третье место по уровню социально-экономического развития в Центральной России?
– Я подтверждаю, что действительно наша область занимает в Центральном федеральном округе третье место из восемнадцати. Нам на пятки наступают Липецкая и Белгородская области, однако и мы на месте не стоим, поэтому думать, что мы свои позиции уступим, оснований нет.
В целом говорить о том, что у нас полное благополучие, не следует, просто на общем фоне депрессивных областей – Брянской, Тамбовской, Воронежской, Ивановской и других наша экономика и социально ориентированная политика, которая строится на основе нашего законодательства, оказалась более эффективной.
– Что на ваш взгляд следует сделать депутатам 5-го созыва для улучшения деятельности Думы?
– На сегодня нормативно-правовая база для депутатской деятельности следующего созыва имеется. Её дальнейшее совершенствование следует осуществлять только через изучение опыта депутатской деятельности других субъектов России, для этого, безусловно, нужны личные контакты, встречи, обмен мнениями.
У нас практически за четыре года депутатской деятельности не было проблем с явкой депутатов на заседания Думы. Этому способствовало и то, что 30 из 50 депутатов осуществляли свою деятельность на профессиональной постоянной основе. Поэтому кворум в 34 депутата для начала работы заседания Думы обеспечить было несложно.
Но вот что касается усидчивости депутатов для продолжения после перерыва, то здесь на ряде заседаний мы работали, как говорят спортсмены, на грани фола, при этом проблему создавали и те депутаты, что работают на постоянной основе и обязаны находиться на работе.
Что касается деятельности постоянных комиссий, то в тех комиссиях, где численный состав достаточно велик, проблемы с явкой также возникали, в связи с чем приходилось иногда переносить заседания. Это не всегда давало возможность аппарату Государственной думы своевременно представлять депутатам необходимые для изучения материалы. Эти досадные «мелочи» при 60-процентном депутатском корпусе профессионалов, безусловно, законодателей не красят.
У нас не было никаких сложностей с работой постоянной комиссии по социальной политике (председатель Вера Николаевна Никольская), где при числе членов комиссии в 12 депутатов, все заседания комиссии проходили без срывов, при высокой явке и активности.
Думаю, что депутатам будущего созыва можно было бы использовать опыт других субъектов, где регламентом определён численный состав постоянных комиссий не более15 депутатов.
Думе 5-го созыва следует найти механизмы для тесного взаимодействия с представительными органами власти 20 городских и районных муниципальных советов, 92 городских и сельских поселковых советов.
К сожалению, действующий депутатский корпус настоящего созыва в этом вопросе себя не проявил.
Требует особого внимания и работа по контролю за реализацией принимаемых законов, именно на основе такого контроля можно вести речь об эффективности законов.
Словом, впереди ещё много дел. Надеюсь, что новый депутатский корпус обеспечит дальнейшее совершенствование своей работы, чем будет содействовать развитию экономики нашей области.