«Я обязательно стану доктором, чтобы спасать людей!» – подумала тогда шестиклассница. И через много лет она действительно вернула к жизни утонувшего мальчика, правильно оказав ему необходимую медицинскую помощь. Это случилось в Тутаеве, на родине её мужа Николая. Хорошо, что именно она тогда оказалась рядом. А, вообще, возвращает здоровье людям Мария Сергеевна уже без малого сорок лет!
От одного из её благодарных подопечных, ярославца Владимира Алексеевича Дрожжина, который является постоянным подписчиком «Северного края», и пришло в редакцию письмо:
«Хочу рассказать о нашем добром и приветливом участковом докторе ярославской поликлиники № 5 Марии Сергеевне Завариной. Она лечит нашу боль не таблетками, а пониманием больного, своим вниманием. На таких врачей надо равняться и брать пример молодым и начинающим. К ней приходишь расстроенный, а поговорил с ней и будто глотнул живительной воды. Прошу от имени всех больных, посещающих нашего доктора, поблагодарить её на страницах газеты. Спасибо, Мария Сергеевна, за всё – за ваше прекрасное отношение ко всем людям!»
В том, что Владимир Алексеевич ничуть не преувеличил человеческие качества этой женщины, убедиться было несложно. Встретившись с Марией Сергеевной за час до начала приёма в её кабинете, поговорить спокойно нам так и не пришлось – то больные заглядывали с различными вопросами, то молодые коллеги подходили с бланками и карточками пациентов, чтобы уточнить диагноз, посоветоваться, какое лечение назначить... Видно было, что консультироваться с ней у докторов и медсестёр стало своеобразной традицией.
Деликатно подсказывает она, как поступить в каждом конкретном случае, не отказывает никому. Вот и отчёт годовой нужно заведующей отделением помочь составить – та работает недавно и многого в этих бумажных делах не знает, а Марии Сергеевне и раньше не раз приходилось «начальство» заменять – во время отпусков и больничных. Спрашиваю, не предлагали ли ей самой возглавить терапевтов поликлиники? Да не раз, отвечает, но она отказывается. Не хочет расставаться с любимым делом.
Получить диплом врача для деревенской девушки из простой крестьянской семьи было делом нелёгким. У родителей не было ни связей, ни денег, чтобы помочь дочери осуществить свою мечту. Что тут скрывать: многие в те времена поступали учиться «по блату». Какие потом из них доктора?
Но Мария Сергеевна врачом всё же стала. Характер, несмотря на внешнюю мягкость, у неё твёрдый. После восьмого класса поступила в Калужское медицинское училище и окончила его успешно. На практику молоденькую сестричку направили в посёлок Центральный Тульской области. И там она успевала и по району колесить – прививки делать, наблюдать за больными, а ещё и в вечерней школе учиться. Получается, дважды проходила в девятый и десятый классы! Зачем? Ведь аттестат о среднем образовании у неё уже был – в училище выдали, и балл высокий – четыре с половиной.
– Просто хотела хорошо подготовиться к вузу, – улыбается врач Заварина. – Поступать поехала в Ярославский медицин-ский. Москва, конечно, ближе была, но как-то струхнула.
А в Ярославле она прошла по конкурсу сразу, хотя на одно место претендовали 4 – 5 человек. В общественной жизни родного лечебного факультета, правда, принимать участие не пришлось – всё свободное от учёбы время подрабатывала в госпитале для ветеранов, что на Набережной – жить-то надо было на что-то.
– А как же умудрились-таки на четвёртом курсе замуж выйти? На вечера-то вузовские вы не ходили?
– Мы познакомились в диетической столовой на проспекте Ленина. Я туда обедать ходила – там дешевле. Николай, он учился в политехе, тоже. И тоже жил в общежитии. Через год у нас родился первенец.
Участковым врачом Мария Сергеевна работает 37 лет. На одном и том же участке. Пациентов у неё 1720. За то время, что она их лечит и наблюдает, у многих из них дети появились, выросли и сами стали родителями. Всё это на её глазах. Естественно, знает доктор о своих подопечных тоже всё, что необходимо: какие наследственные заболевания имеются в семье да и каковы личные отношения в её кругу.
– Участок мой мне нравится,– продолжает она. – Половина проживающих здесь – пенсионеры. Есть и рабочие, и безработные. Лечим всех. Куда же им деваться? В детстве я играла во врачей и до сих пор «играю»! Хотя уже на пенсии, уходить не собираюсь. Работа мне нравится, да и детям помочь надо. Сноха и сын – тоже врачи, невропатолог и психиатр. Зарплаты у них маленькие, а внук учится в десятом и будет поступать в вуз, репетиторов необходимо нанимать. Вот бабушка и работает!
Очень переживает доктор Заварина, что государство наше обидело врачей-специалистов, прибавив зарплату только терапевтам и педиатрам. Конечно, у участковых врачей и нагрузка немалая да и работа опасная. Они идут на вызов и не знают иногда, что их ждёт. То бывший уголовник, заставляя выписывать рецепт на наркотические средства, из квартиры не выпускает, так что приходится выбираться, применяя хитроумные уловки. То собака хозяйская сапоги порвёт, то пьяный руки распустит... Поэтому дали бы участ-ковым на тысячу рублей побольше – на те же самые сапоги, а остальные деньги разделили бы между всеми врачами поровну – и это было бы справедливо!
– Пока здоровье есть, а склероза нет, – шутит участковый врач, – я буду работать. А молодым медикам хотела бы посоветовать следующее. Надо понимать людей, относиться к ним внимательно, ведь человек пришёл не просто так. Лекарство – это вторично. Пусть и стоимостью в миллион! Нужно убедить пациента, чтобы он врачу поверил и стал это лекарство принимать. Только так болезнь можно победить! И главное – нужно сделать всё для того, чтобы обратившийся к вам за помощью почувствовал душевное облегчение!