Дату эту (3 декабря) отмечают в РФ с 1994 года, все как-то привыкли. «Деньги на мероприятия и адресную помощь переведены», – так сверхлаконично обозначили суть дела ответственные за «программу мероприятий» люди. Бюджет выделил почти 2,5 миллиона, из них 1,3 пойдут на адресную помощь. На остальные проведут 30 ноября вечер в Волковском и множество мероприятий по районам, городам и весям. Спектр полный – от вручения комплектов постельного белья до посещения молодыми инвалидами боулинга и интернет-клубов. Но если тема 3 декабря вопросов не вызвала, то обсуждение того, как жить этим людям остальные 364 дня в году, оказалось более сложным. Инвалидов у нас, между прочим, 142 тысячи, это 11 процентов населения Ярославской области, каждый десятый.
Директор департамента труда и социальной поддержки Геннадий Скворцов доложил, как реализуется областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов». Доклад был толковый и деловой.
Были упомянуты и телефоны с увеличенными кнопками для слабовидящих, и раздвижные пандусы для колясочников, и даже специальные микроавтобусы-Газели, в которых эти колясочники могли бы ездить. Пока такое чудо одно на всю область, но Геннадий Скворцов рассчитывает, что в будущем году спецгазелей станет уже четыре.
Администрация области помогает инвалидам. Помощь выражается не только в закупке костылей и колясок или в оплаченных бюджетом услугах по сурдопереводу. По всем предприятиям, на которых больше ста работников, ходят строгие комиссии. Они следят, соблюдается ли квота по приёму инвалидов на работу. Определено, что два процента рабочих мест должно быть занято инвалидами. Если вакансий нет вообще, квота ждёт, и при увольнении здорового работника директор теоретически обязан принять на освободившееся место инва-лида.
Хотелось бы посмотреть на директора, который, даже дав комиссии обещание сделать это, и вправду его выполнит. Вопрос о том, как инвалиду заработать на жизнь, остаётся одним из наиболее тяжёлых и больных. Рабочие места для инвалидов не мешало бы не «выбивать» на предприятиях, а создавать. На это нужны немалые средства. А в 2007 году сумма, отпущенная бюджетом на социальную поддержку людей с ограниченными возможностями, была урезана вдвое... Геннадий Скворцов пообещал, что в наступающем 2008 году его ведомство вплотную займётся проблемой создания новых рабочих мест. И добавил: «Если, конечно, бюджет вновь не будет секвестирован».
Увы, в нашем гуманном обществе наблюдается неприятная тенденция – чем богаче и сильнее организация, тем невнимательнее (чтобы не сказать – неприязненнее) она относится к инвалидам. Взять тот же вопрос о двух процентах рабочих мест для инвалидов на каждом предприятии... Мелкие заводишки согласны по крайней мере обещать чиновникам, что помогут инвалидам трудоустроиться. А «киты» просто посылают комиссии из области подальше. Так, отмечалось на заседании, СЖД не взяла на работу ни одного инвалида, не собирается брать и не скрывает этого. А «Ярпиво» всё-таки уговорили, но уговаривать пришлось, как не всякую девицу уговаривают.
Никаких карательных санкций против тех, кто не желает иметь дела с «инвалидной» квотой, в законах не прописано. Госдума РФ могла бы заставить работодателей принимать инвалидов на работу, но решила... узнать мнение региональных депутатов. А в регионах большую часть предвыборных кампаний спонсируют те самые директора, которые инвалидов знать не желают... И российская провинция отклонила идею Москвы.
Ярославская областная дума тоже выступила на стороне директоров. Комиссия по социальной политике решила, что на директоров фирм и заводов надо продолжать действовать исключительно уговорами. А санкции – это нарушение прав честного промышленника! Поэтому о реальной действенности двухпроцентной квоты даже и задумываться не хочется.
По большому счёту проблема ещё глубже. Труд инвалидов сегодня нерентабелен. Сами представители общественных организаций вслух говорят, что использующее труд инвалидов прибыльное предприятие – это фантастика. Чтобы положение изменилось, нужны обучение, новые технологии, современное оборудование, рынки сбыта. Всего этого и обычным предприятиям не хватает... Положение безвыходное?
В Финляндии и Голландии так не считают. Там тоже немало людей с ограниченными возможностями. Но, в отличие от нас, финны и голландцы осознают, что инвалиду жить нормально намного труднее (и дороже), чем здоровому человеку. И ему нужны не подачки с барского стола, завернутые в победные резолюции и проекты решений, а деньги. И немалые. Как же выходят из положения потомки викингов? Простенько и со вкусом. Они просто отдают доходы от игорного бизнеса на социальные программы.
Реальные нужды инвалидов неизмеримо превышают сегодняшние даяния властей – как областных, так и федеральных. В улучшении жилищных условий в нашей области нуждаются 2698 инвалидов, а в уходящем году «квартирный вопрос» удалось решить всего 66 человекам. В очереди на инвалидные автомобили на данный момент 587 человек. В 2005-м желающим ездить передано 41 авто, в 2006-м – 56, а в 2007 году – ни одного. Наш департамент звонит в Москву, торопит, настаивает, но по самым оптимистичным прогнозам больше 15 автомобилей ярославские инвалиды не получат.
Зато заявки на костыли и инвалидные коляски на этот год будут удовлетворены на 99 процентов... Потому что мало тех заявок. А вот памперсов для лежачих инвалидов не хватает, потому что их все хотят!