– Пётр Иванович, ведь похожие меры вами уже предлагались?
– Да, с самого начала своей работы депутатом я начал заниматься разработкой мер, которые могли бы остановить алкоголизацию России. И ещё тогда подготовил законопроект, ограничивающий торговлю алкоголем. Но для принятия его не хватило нескольких голосов. Некоторым депутатам сама мысль о здоровом образе жизни была чужда. Другим же такие меры казались ограничением гражданских прав, свободы торговли и предпринимательской деятельности. Законопроект был принят в сильно усечённом виде и, согласно регламенту, к его рассмотрению нельзя было возвращаться в течение года. Но теперь срок истёк, и мы снова имеем право вернуться к решению этой проблемы. Тем более что теперь уже многие другие депутаты разделяют мою точку зрения и участвуют в работе над законопроектом.
– Что-то изменилось за это время?
– Конечно. Вопрос не только назрел, он давно уже перезрел. Не только ко мне, но и к другим депутатам обращаются наши избиратели, которые жалуются, что ночные винные магазины становятся рассадниками хулиганства и преступности в их районах. Да и вообще в обществе всё больше зреет раздражение ростом алкоголизма. Мы видим, как молодые люди спиваются, теряют работу и квалификацию, как рушатся семьи, как в конце концов эти люди губят своё здоровье и преждевременно умирают, как они становятся причиной аварий на дорогах и на производстве, как они становятся жертвами преступлений или сами совершают преступления, которых никогда не совершили бы на трезвую голову. И статистика всё более очевидно показывает рост смертности от причин, связанных с алкоголем. Причём наша Ярославская область лидирует по некоторым из этих показателей в Центральном федеральном округе. Общество, наконец, начинает осознавать необходимость оздоровления. Но мы строим спорткомплексы, а рядом продают алкоголь! Куда это годится? Мы говорим о повышении рождаемости, о демографической проблеме, об укреплении семьи, а рядом миллионы граждан гибнут от алкогольной отравы. Так что давно пора поставить торговлю алкоголем в какие-то рамки. Аналогичные нашим ограничения на продажу алкоголя в ночное время уже приняты в Москве, Санкт-Петербурге, Владимирской, Вологодской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Псковской, Тюменской и других областях. Во Владимирской области такой закон действует с ноября 2006-го – уже год – и количество правонарушений, совершённых лицами в состоянии алкогольного опьянения, снизилось там на29 процентов.
– А как же с гражданскими правами?
– С правами алкоголиков, которые не могут справиться со своим недугом? Или с правами их несчастных жён и детей? Или с правами налогоплательщиков, на чьи плечи ложится содержание социальных сирот? Или с правами тех, кто зарабатывает деньги на беде других людей? Наверное, разумнее думать о правах общества в целом. Вы же сами прекрасно знаете, что в «свободной стране» Америке в штате Нью-Йорк, например, спиртное продают лишь с 14 до 19 – пять часов в день. В остальное время это за-прещено. А мы пока предлагаем России сделать первый маленький шажок – запретить продажу ночью – с 22 до 8 утра. Разумеется, это ограничение не касается предприятий общепита – ресторанов, кафе и ночных клубов. Также оно не распространяется на пиво, сухое вино и слабоалкогольные коктейли. По-моему, это очень умеренная мера. Чтобы у пьющего человека было хоть несколько часов в сутки отоспаться и немного в разум войти, чтобы он не рыскал ночами по улицам. Известно, что в Финляндии и Швеции в среднем приходится один винный магазин на примерно 20 – 30 тысяч населения. А в России на каждые 400 – 500 человек приходится винная торговая точка! Ну нельзя же, чтобы алкоголь – по сути дела наркотик – был таким доступным. Думаю, если бы в Европе было такое количество винных магазинов, они бы тоже спились. Но они вовремя ввели ограничения.
– А не получится так, что ограничение только увеличит долю подпольной торговли?
– Продажа суррогатов всё равно существует. Причём, именно по ночам. Ведь в это время суток инспектирующие органы не работают и контроля по сути дела нет. Как раз ночью покупателю легче подсунуть бутылку, которую разливали в ближайшем подвале или гараже. Прекратив ночную торговлю вообще, мы уменьшим и количество продаваемой контрафактной продукции тоже. Конечно, сразу навести полный порядок невозможно, но надо начинать и затем двигаться шаг за шагом.
– Продажа алкоголя – это большие деньги. Не боитесь, что алкогольное лобби опять помешает принятию такого закона?
– Возможно, «водочные короли» попытаются это сделать. Но, я думаю, и для них настало время понять, что здоровье дороже любых денег. И что доходы от производства и продажи алкоголя несоизмеримы с тем ущербом, который наносится обществу в целом. Решение стоящих перед государством задач по повышению внутреннего валового продукта, по повышению рождаемости невозможно без оздоровления.