КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ В ЗАКОНЕ
Древние греки называли металлические бляхи на воинской одежде «фалара» (переводится как «побрякушка»). Отсюда и пошло название такого хобби или рода занятий (кому как больше нравится) как фалеристика – собирание медалей, орденов, нагрудных знаков и значков. Но если, например, коллекционирование марок или монет ни у кого не вызывает нареканий, то интерес к наградам во многом перекликается с 324й статьёй Уголовного кодекса РФ, которая запрещает приобретение и сбыт государственных наград Российской Федерации, РСФСР и СССР. Преступившему закон грозит штраф до восьмидесяти тысяч рублей либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест до трёх месяцев.
– Это касается и владельцев наградных знаков, и их родственников, – говорит Сергей Петрович Костенко, начальник отдела управления милиции по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства УВД по Ярославской области. – После смерти обладателя медаль должна сдаваться в отдел по наградам администрации области. Но ктото оставляет семейную реликвию как память о предке, мы этому не препятствуем и не вмешиваемся до тех пор, пока наследник не попытается обменять, продать или переплавить награду.
В 2007 году в суд было направлено восемь уголовных дел, возбуждённых по 324й статье УК РФ. Все подсудимые отделались условным сроком или штрафом.
Так, например, члены ярославского клуба «Волгарь» были оштрафованы за реализацию сразу нескольких наградных знаков. Коллекционеры даже не пытались скрыть того, что реликвии у них выставлены для продажи. На витрине лежали ордена Славы III степени, Красной Звезды и Трудовой славы, медали «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина». Проститутки Красноярск
intim24.org Сначала руководство клуба пыталось уверить нас, что все коллекционеры свято чтят закон, запрещающий торговлю орденами. Но как только директор узнал, что нам известно об уголовном деле, отказался давать какиелибо комментарии. Кстати, продавец одного из антикварных магазинов, расположенных неподалёку от места, где по субботам собираются ярославские «законопослушные фалеристы», как коллекционеров их просто не признаёт.
– У них там всё основано на принципе «купитьпродать», – сказала девушка за прилавком, – частенько к нам какиенибудь медали приносят, чтобы сдать.
Летом в Угличе за продажу нескольких наградных знаков был задержан предприниматель. Мужчина разложил свой «товар» в День города на набережной. Там всегда можно встретить группу иностранных туристов. На лотке лежали два ордена Великой Отечественной войны и две медали – «За боевые заслуги» и «За отвагу». Интерес у заграничных гостей они вызвали немалый, но и Угличская прокуратура отреагировала быстро – ни один знак отличия не успел попасть в руки иностранцев.
Впервые «громкое» так называемое наградное дело случилось в Москве в 1983 году. В своей квартире был убит Герой Советского Союза адмирал Георгий Холостяков. Тогда муровцы взяли банду из двадцати человек, которые ограбили множество фронтовиков в разных городах Союза.
Несколько лет назад в Ярославской области случился «наградной бум». В Рыбинске злоумышленники через форточку проникли в квартиру ветерана и похитили ордена, через несколько месяцев в том же городе произошло аналогичное преступление. Два года назад из музея школы в Пошехонском районе подростки выкрали медали. Опять же в Рыбинске у женщины 1956 года рождения была совершена кража ордена Красной Звезды.
А вот за последний год произошла только одна такая кража.
– Да и то случайная, – рассказывает начальник Ленинского РОВД Ярославля Алексей Данилов. – Воры залезли в квартиру, взяли всё, что увидели ценного, и на всякий случай прихватили медаль «За отвагу». А такого, чтобы специально шли за наградами, кажется, и не было.
ЦЕНА ГЕРОИЗМА
Мы все привыкли к расхожей фразе: «Медали, завоёванные ценой крови». То есть, бесценные. Но сейчас у каждой «побрякушки», как их называют скупщики, есть своя цена. Зависит она от ряда факторов: металла, количества экземпляров, наличия или отсутствия драгоценных камней. Но одну из самых высоких цен имеют награды великих людей.
– Орден «Победа» считается практически самым дорогим, – рассказывает Сергей Костенко. – Он украшен бриллиантами в 16 карат, сапфирами, да и получили его только 20 человек, в том числе Жуков и Рокоссовский. Стоит такая награда от двух миллионов долларов.
Остальные знаки, конечно, подешевле будут. Ордена Кутузова, Суворова, Хмельницкого, Нахимова и Ушакова в зависимости от степени уходят за 10 – 30 тысяч долларов. За Звезду Героя Советского Союза дают от двух тысяч долларов, за ордена Красной Звезды и Красного Знамени не более 10 тысяч. Медали стоят существенно дешевле. Красная цена «За отвагу» 300 долларов, а «За победу над Германией» и вовсе можно приобрести за пять.
– Зависит цена и от того, под каким номером значится награда. Знак отличия, врученный в числе первых, будет стоить гораздо дороже последнего. Опять же наличие сопроводительных документов может существенно поднять стоимость медали.
Имеет значение и время, в которое она была вручена. Возьмём для примера орден Ленина: в фалеристическом каталоге за 2007 год определена стоимость на разные его типы. Выданные с 1930 по 1935 годы оцениваются в 40 тысяч долларов (учитывая то, что в это время им были награждены всего несколько сотен человек). «Ленин», вручённый с 30го по 39й годы стоит гораздо дешевле – «всего» пять тысяч, более поздние оцениваются и вовсе в тысячу долларов.
ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ
Практически каждый день у входа на Центральный рынок в Ярославле прогуливается мужчина лет 45. На груди его висит картонка с надписью «Куплю старинные вещи, золото, медали». Объявления о скупке наградных знаков можно увидеть на подъездах, в Интернете.
Если забить в поиск «купляпродажа орденов», то появится не один десяток ссылок на различные сайты, где рядом с описанием наградного знака значится и его цена. Удалось даже найти результаты московских фалеристических аукционов, которые проводились с февраля 2005 года по июнь 2007го. На странице указаны лучшие продажи орденов, знаков и наградных медалей, а также «наиболее интересные предметы».
Но и Ярославль не отстаёт от столицы нашей Родины. На одном из местных форумов было размещено объявление о покупке орденов и медалей России, СССР, Германии (3й Рейх). А дальше автор сообщал следующее: «При Вашей заинтересованности помогу с реализацией в московском регионе, интересует также постоянное сотрудничество. Канал доставки из Ярославля есть».
Летом прокуратура Ленинского района провела проверку печатных СМИ, публиковавших такого рода рекламные объявления. Редактору одной из газет уже вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона, да и сами скупщики тоже попали под раздачу.
Но кто же продаёт ордена, заработанные на фронтах уходящим поколением? Скорее всего, славой своих дедов торгуют «благодарные» дети и внуки. Многие утверждают, что раньше такого не было, что награды считались священными и как реликвии хранились в семье. С этим можно поспорить, иначе для чего бы в 1948 году Президиум Верховного Совета СССР принял указ об ответственности за продажу наградных знаков? Значит, прецеденты всётаки были, возможно, не в таких масштабах, как сейчас.
Однако при всём желании властей остановить куплюпродажу орденов и медалей, сохранить их для потомков, ветерану сегодня отдать свою личную награду в музей не такто просто.
– В последнее время передача значительно усложнилась, появилось много бумажной работы, – говорит заведующая сектором материальной культуры Ярославского музеязаповедника Татьяна Рязанцева. – Например, мы не имеем права принимать медали и ордена от самих орденоносцев, только после их смерти от родственников. Нужно составить договор пожертвования, собрать подписи всех наследников, подтверждающие, что они не против передачи семейной ценности государству.
Также необходимо составить список наград и направить его в Москву в Наградной отдел при Министерстве культуры. И если столичные чиновники дают добро, музейщики принимают подарок от наследников. Бывает, что медали лежат в музее по два года, прежде чем станут официально оформленными экспонатами.
– Сейчас у нас есть все награды, кроме особо редких, – рассказывает Татьяна Владимировна, – но их никто и не принесёт. Если ордена Александра Невского, Богдана Хмельницкого встречаются, то орден «Победа» вряд ли кто подарит.
В настоящее время музейщики собирают награды, которые принадлежали нашим известным землякам. И по словам Татьяны Рязанцевой, интерес к таким экспозициям у ярославцев большой.
– У нас имеются ордена и медали Афганской и Чеченской войн, – рассказывает заведующая, – больше, конечно, с первой. Но это новые войны, людям ещё могут пригодиться их награды. А что касается краж из музеев, то они, к счастью, не так часты. Интерес к наградным знакам был во время развала СССР – тогда все решили, что медали старого государства можно и продать. Но потом рынок насытился.
Люди поразному относятся к продаже орденов. Для ветеранов это издевательство над памятью павших и чудом выживших во время войны.
– Я возмущаюсь, когда вижу на двери своего подъезда объявления о покупке и продаже медалей, – говорит ветеран Великой Отечественной войны, воевавший на Курской дуге и I Белорусском фронте Пётр Александрович Никишин. – Мы же не за просто так свои награды получали, а проливали за них кровь. У меня есть орден Отечественной войны и 19 медалей, и мне сложно представить, что должно случиться, чтобы я их продал.
А вот фалеристы считают, что ничего плохого в их занятии нет: человек заслужил свою награду, а значит он или его наследники вправе распоряжаться ей по своему усмотрению. А большинству из тех, к кому мы обратились с этим вопросом – просто всё равно...